KRIOFIL.RU. Новости - Книга. История моржевания.
Криофил
--:--
26oC
  Новости
  Методы закаливания
  Фотоальбом
  Делимся опытом
  Экология закаливания
  Гостевая книга
  О клубе Криофил
Криофил
Криофил
Криофил
Все фотографии
 
 

Книга. История моржевания

17.12.14

1  Древность
 
Холодовому закаливанию - несколько тысяч лет. На самом деле, эти традиции существуют издревле и являются естественным способом существования обитателей Северной Евразии начиная как минимум с мезолита. Предки российских народов, охотники и рыбаки примыкающей к многокилометровому леднику таежно-тундровой зоны, границы которой простирались от Байкала до Черного и Каспийских морей, на протяжении многих веков вырабатывали традиции выживания в этих крайне суровых условиях. Одними из которых стали как моржевание, так и компенсирующее экстремальное охлаждение организма экстенсивная тепловая нагрузка. Ведь и рыболовство, и охота на диких животных, составлящие основу рациона кроманьоцев, неминуемо сочетались с необходимостью преодоления водных преград. Причем, как правило, при минусовых либо близких к нулю температурах. После чего только соответствующее прогревание спасало от простудных заболеваний. Именно поэтому каменные очаги, почти точные копии нынешних «манских» банек, сооружались не только в местах постоянного обитания родов и племен, но и по маршрутам кочевий оленьих стад, близ мест, богатых рыбой, и так далее. Представляли они собой простейшие каменки, огороженные жердевым шатром, покрытым шкурами крупных животных. Со временем оздоравливающее воздействие ледяной воды и последующего прогревания в примитивных баньках, топившихся «по-черному», поистинне чудотворное воздействие этих факторов на здоровье человека было сакрализовано в обычаях и религиозных обрядах многих народов. Самым распространным и массовым из которых по сию пору остается православное зимнее крещение в прорубях открытых водоемов.
Сменившая первобытнообщинный строй цивилизация закрепила и развила традиции купания в холодной воде. Первый достоверно предназначающийся для массового омовения водоем со стенами из сырцового кирпича был обнаружен в развалинах Мохенджо-Даро в Пенджабе и имеет возраст порядка пяти тысяч лет. Историки отмечают - Харрапская цивилизация, к которой относится этот город, помимо выдающихся достижений в архитектуре и огромного ареала, выделялась значительной однородностью всех сфер жизни. Потому аналогичные сооружения наверняка присутствовали и в других населенных пунктах (на настоящий момент обнаружено порядка восьмисот) этого государства, простиравшегося более чем на полторы тысячи км., от предгорий Гималаев до берегов океана. А заполнялись данные бассейны холодной водой, имевшей горно-ледниковое происхождение. Причем климат в этой части Индостана в те времена был гораздо суровее, чем сейчас. Одни из первых письменных свидетельства о пользе холодового купания также написаны на санскрите - древнеиндийском языке. Зимнее плавание дает десять преимуществ, уверяет манускрипт.  А именно: ясность ума, свежесть, бодрость, здоровье, силу, красоту, молодость, чистоту, приятный цвет кожи и внимание красивых женщин.  "Целебен поток воды, вода охлаждает жар лихорадки, спасает от всех болезней", - гласят строки, написанные 4 тысячи лет назад.
В Древнем Китае укрепление здоровья, включая профилактику холодовым закаливанием, носило государственный характер, что отражено в основополагающем и древнейшем медицинском труде Поднебесной - «Трактате Желтого императора о внутреннем». Причем традиционная китайская историография относит время правления Желтого императора Хуан-Ди, считающегося автором этого наставления, к 2697 году до н.э.!!
“Мудрый, - утверждает этот самый древний концептуальный медицинский справочник, - лечит ту болезнь, которой еще нет в теле человека, потому что применять лекарства, когда болезнь уже началась, это все равно, что начинать копать колодец, когда человека уже мучит жажда, или ковать оружие, когда противник уже начал бой. Разве это не слишком поздно?”.
 
Врезка : «Совершенномудрый лечит болезнь, когда она еще не появилась. Он приводит организм в порядок не во время смуты, а когда ее еще нет” («Трактат Желтого импетратора)
 
Примерно столько же, порядка 4,5 тысяч лет, - насчитывают и  письменные упоминания о закаливании древнего Египта на стены храмов этой страны. Там упоминаетяя как о холодных компрессах при лечении травм и переломов, так и воздушных и водных процедурах.
Традиции холодового закаливания в целом неразрывно  вплетены  в ткань истории всего Средиземноморья. Гениальный математик Пифагор Самосский (годы жизни 570 - 490 или 480 до нашей эры)  личным примером продвигал в Элладе привезенную им из Египта систему водолечения. И прожил 80, по другим данным 90 лет, причем активно творил до последних дней своей жизни. А суровые дорийские методы воспитания широко использовались для закаливания македонской и спартанской молодежи - лучших войнов двух-трехтысячелетней давности.  В работах Плутарха описывается спартанский способ закаливания мальчиков: с семи лет они ходили босиком в любую погоду, а в теплое время года обнаженными. В 12 лет  выдавались легкие плащи, которые носились и при минусовых температурах. Горячей водой можно было мыться не более десятка  раз в год, и так далее. В Спарте уделялось большое внимание и физическому воспитанию женщин. Как и мужчины, они “также упражнялись в беге, борьбе, бросании диска и копья, чтобы их тела были сильны и крепки и чтобы такими же были и рождаемые ими дети, - пишет Плутарх. – Закаленные такими упражнениями, они легче могли вынести муки деторождения и выйти из них здоровыми”.  И в зрелые годы люди должны были жить так, как предписывал обычай.  
Эти традиции были развиты и поставлены на научную основу гениальным древнегреческим врачом Гиппократом (клятву которого ныне дают медики всего мира). Гиппократ, вошедший в историю человечества как «отец медицины», считал «врач лечит, но только природа исцеляет». Воду он воспринимал как одно из самых сильнодействующих теравпетических  факторов. В связи с чем разработал обширную и многостороннюю систему водолечения, включающую закаливание как профилактирующий элемент. «Теплая вода расслабляет, и только холодная вода стимулирует», - уверял Гиппократ, занимавшийся тем, что ныне называется «моржеванием» до конца своих дней и проживший в том числе и по этой причине около века наполненной до пределов жизни. Огромная заслуга Гиппократа состоит в том, что он систематизировал имеющийся обширный фактический материал по использованию холода в целях укрепления здоровья.
- Холодовые закаливающие процедуры, обладают особой целительной силой, - писал он, - а постоянное нахождение в тепле приводит к нежелательным последствиям: изнеженности мышц, слабости нервов, обморокам и кровотечениям.
Ведущая отсчет от греческого бога врачевания Асклепия медицинская школа Асклепиадов, наиболее ярким представителем которой был Гиппократ, на протяжении более тысячи лет своего существования пропагандировала пользу зимнего плавания как действенного способа оздоровления и последовательно практиковала закаливание водными процедурами.
 
Врезка: «Что касается состояния погоды на каждый день, то холодные дни укрепляют тело, делают его упругим и удобоподвижным». (Гиппократ)
 
Эти традиции были подхвачены третьей (после Египта и Эллады) великой цивилизацией древности - Римом. Что в немалой степени спобствовало возвышению Римской империи и непобедимости его легионов. Живший две тысячи лет назад ученый Авл Корнелий Цельз, заложивший основу современной медицинской терминологии и собравший самые достоверные на то время знания по гигиене, терапии, хирургии и патологии. называл воду универсальным лекарем для всех недугов, эффективным средством предупреждения заболеваний. А доктор Антоний Муза вылечил водными процедурами многих римлян, включая таких исторических личностей,  как император Цезарь и поэт Гораций.
 
Врезка «В холодной воде -  исцеление, предупреждение заболеваний, она укрепляет тело и сохраняет бодрость духа». (А. Цельз)
 
В римской бане (терме) было несколько помещений: сначала человек попадал в предбанник   для раздевания, который назывался «аподериум». Далее отправлялся в «теплую комнату» -  «тепидариум», после которой следовала жаркая и парная комнаты, температура в которых достигала 85°С - «калидриум» и «лакониум». После парной обязательно следовала охлаждающе-ароматическая комната «лавариум». А в Древней Греции  горячую ванну принимали в круглом чане; после чего следовали обязательные омовения в холодной воде.
В ту эпоху бассейны и бани  были непременный атрибутом каждого античного города. Эти сооружения являлись одновременно спортивными, общественными, культурными и увеселительными учреждениями, в которых граждане Римского государства проводили значительную часть своего времени. При этом термы, возведенные императором Каракалла, вмещали одновременно 2500 человек. А сооружения, построенные императором Диоклетианом, позволяли одновременно мыться трем с половиной тысячам, причем имели три открытых бассейна с проточной водой, наибольший - длиной более километра.
Практически все кочевые народы северной Евразии также  использовали бани, как правило, устанавливая их у озер, рек и побережий морей и совмкещая прогревания  с холодовыми водными процедурами. Как свидетельствует древнегреческий историк Геродот, к примеру, бани скифов напоминали юрты.  Связанные верхними концами наклонно установленные жерди обтягивали  войлоком. Посередине ставили котёл с отваром трав и в него бросали раскалённые камни, которые предварительно нагревали снаружи на костре. Ровно так же, как туристические  «манские» баньки имеют  тысячелетние  корни, так  и походная баня древних скифских и сарматских племен, кочевавших по северным берегам Черного моря, считается прародительницей современных мобильных бань на основе каркасно-тентовых конструкций.
 
2.2. "Темные" века и «новое время»
 
Сменившее античность варварство, называемое историками «темными веками», по очень многим аспектам способствовало деградации  европейской цивилизации. Что, впрочем, практически не коснулось культуры  холодового закаливания. Это связано с тем, что данные обычаи были нормой для завоевавших  Римскую империю "суровых северных" народов - германцев, славян, гуннов и так далее. К примеру, те же скифы,  по свидетельствам Геродота и Тацита, в обязательном порядке купали своих новорожденных в холодной воде, а также, как отмечено dsit, имели свои тысячелетние традиции банных процедур.
- Бани, давнее наследие Рима, были правилом во всей средневековой Европе - пишет историк Ф. Бродель. - как частные, так и весьма многочисленные общественные. Люди встречались здесь столь же естественно, как и в церкви; и рассчитаны были эти купальные заведения на все классы, так что их облагали сеньориальными пошлинами наподобие мельниц, кузниц и заведений питейных. Отметим, что в ряде скандинавских и немецкоязычных странах до сих пор сохранилась древняя традиция совместных бань для  мужчин и женщин. Причем они считались самыми священными местами после церкви.
Пример своим поданным показывали и правители. Так, у Карла Смелого (XV век) была серебряная ванна, которую за ним возили по полям сражений и где он принимал холодовые водные процедуры, включая обтирания льдом.
Врезка: «Нет города в их стране, где бы не было общественных и частных бань, так как это почти всеобщее средство против болезней» (Чарльз Карлейли, XVII век)
В огромной степени сохранению традиций холодового закаливания способствовала христианская церковь. Это произошло во многом благодаря тому, что один из самых сакральных праздников, - связанное с омовением Крещенье Господне приходилось как раз на самую середину зимы. В результате чего массовое купание в прорубях стало делом исключительно богоугодным. Закаливание поддерживали своим авторитетом многие выдающиеся священослужители. Так, гуманист, писатель, епископ Чешскобратской церкви Амос Каменский (1592-1670) говорил, что человек, как и растение, нуждается в частом освежении при помощи ветров, дождей и холодов, иначе он слабеет и вянет
А с началом Возрождения  закаливание  как одна из главных задач, в том числе в деле воспитания детей, рассматривалось важнейшим делом уже всей, говоря современным языком, «прогрессивной общественностью». Что отражено в высказываниях Томаса Кампанеллы, Дж. Локка и многих других выдающихся деятелей и ученых той эпохи.
Позже властитель умов, выдающийся деятель Просвещения литератор и философ Жан-Жак Руссо в романе «Юлия, или Новая Элоиза» так описывал идеальную систему закаливания ребенка: «Он привык бегать и в жару и в холод с непокрытой головой, носиться, пока не запыхается, обливаться потом, и ему не страшна простуда. Я боюсь губительной трусости родителей, ибо своими заботами они расслабляют, изнеживают ребенка,  сковывают множеством ненужных предосторожностей и, наконец, достигают того,- что на всю жизнь обрекают его неминуемым опасностям, от коих они желали уберечь его на короткий срок; своими стараниями спасти ребенка в детстве от безобидного насморка они накликают на него воспаление легких, плевриты, солнечные удары и безвременную кончину».
Традиции закаливания поддерживались и в передней Азии. Великий ученый, философ и врач Абу Али ибн-Сина (Авиценна) в VIII-IX веках создал "Канон врачебной науки". Где приведены  в стройную систему все имеющиеся знания и практика по использованию закаливания, предпринята попытку создать основные правила закаливающих процедур. По мнению Авиценны, начинать закаливание нужно летом, а главным средством должно стать  купание.  Авиценна подчёркивал необходимость посильности и постепенности, предлагая пользоваться субъективными теплоощущениями: «Купающийся остаётся в воде, пока ему приятно и сносно и пока он не чувствует дрожи».
 
Врезка  «Купание в холодной воде… сразу же осаживает прирождённую теплоту вовнутрь тела, затем она заново приливает к поверхности тела, усиленная в несколько раз». (Авиценна)
 
- Что касается бань -  так писал о Сирии и Персии Ибн Джубайр в XII веке - то число их  несметно. Один из шейхов Багдада говорил нам, что их там, как в западной, так и в восточной частях, - около двух тысяч. В Дамаске и его пригородах находится почти сто бань, а в них около сорока помещений для омовения; все они снабжаются проточной водой (из холодных горных рек - Редакция).
В XIX веке серьезный вклад в популяризацию закаливания как cредствf  профилактики внесли врач Х. Гуфеланд в труде «Искусство продления человеческой жизни» (1796) и житель Силезии  Винцент Присниц, чьи публикации и достижения  привлекли поистинее всеевропейское внимание. Однако новую научную основу пропаганде закаливания и практике моржевания положил ученый и священник Себастьян Кнейп. В изданой в 1886 году книге «Мое водолечение» он писал: "Сильные народы, племена, роды были всегда верными друзьями холодной воды... Чем больше наш век приобретает название и характер изнеженного, тем скорее нужно возвратиться к здравым, естественным взглядам и основным принципам древних".  Сам  автор с детства страдал от частых респираторных инфекций, но избавился от них, начав купания  в холодных водах.  На основании изучения многих фактов и систематизации данных Кнейп заключил, что хождение босиком по росе, снегу, мокрым камням, купание в холодной воде предохраняют  от большинства болезней
 
Врезка
"Холодная вода это божественно восстанавливающие упавшие силы средство никогда не ошибающейся природы, действующее полнее и скорее, нежели какое-либо другое лекарство". (С. Кнейп)
]
2.3 Русь и Россия
 
Давние обычаи холодового закаливания в нашей стране подтверждены не только свидетельствами античных историков и археологическими раскопками, но и древнейшими славянскими летописями.
Так, в «Повести временных лет» приводится рассказ апостола Адрея: «И пришел к славянам, где нынче стоит Новгород, и увидел живущих там людей - каков их обычай и как моются и хлещутся, и удивился им. И рассказал (римлянам - Редакция): «Диво видел я в Славянской земле на пути своем сюда. Видел бани деревянные, и натопят их сильно, и разденутся и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и берут веники и начинают себя хвостать, и до того себя добьют, что едва вылезут, чуть живые, и обольются водою студеною, и только так оживут. И творят это постоянно, никем же не мучимые, но сами себя мучат, и то творят омовенье себе, а не мученье». Те же, слышав об этом, удивлялись».
А первый русский летописец, монах Киево-Печерского монастыря Нестор (X век) описывал дохристианскую традицию - начинать парить в бане и купать в холодной воде младенцев сразу после рождения. И так - в течение нескольких недель, а затем при каждом нездоровье. Личным примером следовали традициям холодового закаливания многие Великие князья, причем как язычники (Святослав), так и христиане (от Владимира Красное Солнышко до Владимира Мономаха). Да и само Крещение Киева, с которого ведет свою историю православная Русь, также происходило в водах Днепра скорее всего в зимний период, то есть, по сути, было обрядом сакрального массового моржевания. Ровно так же позже крестили Новгород и большинство других городов и селений. Историки описывают такой российский  религиозный обычай: в день Крещения 6 января (по старому стилю) мужчины ныряли в воду за брошенным туда крестом и соревновались, стараясь найти его первым.
О дальнейшем сохранении и развитии на Руси традиций контрастного закаливания свидетельствуют многие зарубежные путешественники и историки. Так, побывавший в Москве в XVI веке англичанин Джильс Флетчер писал: «Вы нередко увидите, как они (для подкрепления тела) выбегают из бань в мыле и, дымясь от жару, как поросёнок на вертеле, кидаются нагие в реку или окачиваются холодной водой, даже в самый сильный мороз». Посетивший Россию спустя полстолетия немец Адам Олеарий в книге "Подробное описание путешествия голштинского посольства в Московию и Персию" рассказывает о бане и дальнейших процедурах: "Затем, когда от такого жару они сделаются все красные...  выбегают все голые и обливаются холодной водой; зимой же, выскочив из бани, валяются на снегу, трут им тело, будто мылом, и потом, остывши таким образом, снова входят в жаркую баню. Так как бани их обыкновенно устраиваются при реках или ручьях, то моющиеся в них из жару прямо бросаются в холодную воду... та перемена благоприятствует их здоровью"
 Русские  крепкий, сильный, выносливый народ, способный легко переносить и стужу, и жару. Вообще в России люди здоровые, доживающие до глубокой старости и редко болеющие, - резюмирует А. Олеарий.
 Весьма часто моются в особых помещениях, обогреваемых печами так сильно, что никто в мире, кроме них, не мог бы выдержать этого жара. - продолжает француз Де ла Невиль в трактате «О Московии» XVII века. - Мужчины и женщины находятся вперемеж в этих банях, которые обычно строят на берегу реки, чтобы выходящие могли бы броситься в прохладную воду, что они и делают как зимой, так и летом.
Все это способствовало успеху русского оружия в отражении многочисленных нашествий на Родину. К примеру, Н. М. Карамзин в произведении «История государства Российского» так описывает осаду города Брянска Лжедмитрием II (1608 г.): «Русские воины бросились вплавь через реку на помощь осажденным, они плыли, разгребая лед, под выстрелами неприятеля, изумленного такой смелостью»
Пример холодового закаливания свои поданным подавали многие российские императоры, начиная с Петра I. Причем втягивали в моржевание не только россиян, но приехавших на службу иноземцев. Так, камерюнкер Берхольц, находившийся при дворе царя, отмечал: «русские бросаются совершенно нагие (даже в начале зимы, пока вода еще не замерзла) из самых жарких бань в самую холодную воду и чувствуют себя очень хорошо, потому что с детства привыкли к зимнему плаванию". Со временем он и сам пристрастился к этой процедуре, потому что "нашел, что она мне очень полезна, и положил себе вперед почаще прибегать к ней".
Отметим - закаливание, начиная с детства, было привычным делом не только для русских, но и для других народов нашей страны. Так, якуты натирали новорожденных снегом или обливали холодной водой. Остяки и тунгусы погружали младенцев в снег, затем закутывая в оленьи шкуры. Цыгане также сразу после рождения обливали детей холодной водой, иногда клали в снег, никогда не пеленали и так далее. Похожие рекомендации по способам воспитания детей сильными и здоровыми приведены практически во всех соответствующих памятниках русской культуры, начиная с «Поучение Владимира Мономаха». Среди них «Домострой», «Гражданство обычаев детских» (Епифания Славинецкого), «Юности честное зерцало» (Феофана Прокоповича) и так далее. Еще большее внимание закаливанию придавали великие отечественные полководцы. Так, не проигравший ни одной битвы генералиссимус Александр Суворов, будучи от рождения хилым и болезненным, стал выносливым, стойким, не восприимчивым к холоду и жаре благодаря многим тренировкам, в том числе «легкой» одежде в любую погоду.
- При этой привычке и обливании себя холодной водой он, можно сказать, закалил свое тело от влияния непогоды, казался существом сверхъестественным, - вспоминал о нем денщик  полководца Иван Сергеев.
Суворов ввел закаливание как обязательное правило в армейский обиход, строго требовал их соблюдения. Эти традиции были развиты и закреплены его учениками - фельдмаршалом Кутузовым и другими. Так, к примеру, писали о герое Отечественной войны 12 года генерале В. Г. Костенецком: «Тело его было закалено против непогоды. Вставая перед зарею в летнее время, раздетый донага, валялся он в утренней, росистой траве, а зимою, невзирая ни на какой мороз, ходил вокруг своего дома в нагольном тулупе и в кеньгах без всякой другой обувки. Он любил русскую баню и прямо с полки кидался в снег...»
Среди великих российских военачальников - адептов моржевания можно упомянуть героя русско-турецкой войны генерала Михаила Скобелева, адмирала Степана Макарова и многих, многих других. Сторонниками закаливания были и величайшие деятели русской культуры. Так, Александр Пушкин принимал по утрам ванны со льдом, заменяя ими посещения врачей и прием, по его мнению, бесполезных лекарств. Лев Толстой с ранней весны и до выпадения снега предпочитал ходить босиком, баснописец Иван Крылов и художник Илья Репин часто окунались в проруби, как и публицист-просветитель Николай Чернышевский. Даже находясь в ссылке в Якутии, он купался в студеных речках круглый год, включая зиму.
- Вот уже более 20 лет ни один день не лежал в постели. Это многие ли могут сказать о себе? Из сотни один разве? - писал Чернышевский друзьям.
 
Проблемы закаливания постоянно находились в фокусе внимания выдающихся российских врачей и ученых. Еще в 1773 году основоположник отечественной медицины, ученик М. Ломоносова  С.Г. Зыбелин (1735-1802 гг.) в «Слове о вреде, проистекающем от содержания себя в теплоте излишней»  писал: «Весьма полезно ... мыть младенцев холодной водою для приведения в крепость и для предупреждения многих болезней». Еще раньше академик А. П. Протасов рассматривал вопросы закаливания в докладах Российской Академии наук «О физическом воспитании детей» и «О необходимости движения для сохранения здоровья».
Много внимания пропаганде закаливания уделял выдающийся русский просветитель XVIII века Н. Новиков. В работе «Разговор о здоровье» он писал, что тому, кто хочет быть здоровым и крепким, надо привыкать сносить жар и стужу, ветер и сырую погоду. Причем закаливание не только повышает устойчивость организма к холоду, но и в известной мере формирует характер человека, поскольку, как считал Новиков, изнеженные люди, которые ничего вытерпеть не могут, "почти ни к чему на свете непригодны". Его ученик и последователь П. Енгалычев в 1804 г. выпустил труд «О продолжении человеческой жизни или средстве, как достигнуть можно здоровой, весёлой и глубокой старости», где закаливанию отведено солидное место. В частности, автор рекомедовал начиная с детства «воспитывать привычку к холодной воде» через  ежедневные обливания.
Известные деятели медицины рубежа XVIII – XIX веков М. Я. Мудров и К. И. Грум тоже широко пропагандировали купание в прохладной воде, холодные обтирания, душ, воздушные ванны. Грум составил правила для наружного употребления воды, предложил примерный температурный режим для ванн нарзана или с добавлением в обычную воду соли. А в 1841 году в России вышла книга доктора Фабрициса под красноречивым названием "Полное сведение о пользовании холодной водой, или Ясное изложение правил, как самоверным образом, с помощью зимнего плавания скоро и верно излечивать многие опаснейшие человеческие болезни..."
Врезка: «Холодные ванны - это не только важное профилактическое, но и лечебное средство в борьбе с самыми разными заболеваниями" (К.И. Грум)
Поскольку на Руси издавна именно бани были не только оплотом гигиены, но и основным лечебным и профилактическим средством, то их влияние на организм человека также являлось объектом пристального внимание врачей. Еще в 1826 г. в Московском университете была защищена первая диссертация на эту тему под названием «О банях вообще и о русских банях в частности». Большой вклад в разработку вопросов использования зимнего плавания для укрепления здоровья, закаливания в целях профилактики и лечения болезней внесли многие русские  выдающиеся и всемирно известные ученые и просветители, включая С. Боткина, Н. Склифосовского, Н. Пирогова, В. Бехтерева, К. Ушинского, П. Лесгафта, И. Павлова и так далее, которые зачастую подавали личный пример своим последователям. Так, первый русский лауреат Нобелевской премии (1904 г.) физилог И. Павлов купался в Неве и в 80 летнем возрасте в любую погоду.
Однако российской точкой отсчёта научного этапа развития учения о закаливании считается 1881 г., когда  была опубликована диссертация врача А. Назарова «О значении для животного организма искусственно вызванных колебаний температуры». В ней изложены результаты экспериментального изучения физиологических механизмов закаливания. Теоретическое и практическое значение исследований Назарова в том, что он впервые научно доказал возможность повышения устойчивости организма к холоду в результате повторных (систематических) холодовых воздействий. Исследования А. Назарова явились стимулом к дальнейшему изучению физиологических механизмов закаливания. В этом направлении период работали ученый и пропагандист закаливания И. Тарханов, издавший в 1899 году книгу «О закаливании человеческого организма», а также В. Гориневский. Отдельные положения книги которого «О закаливании человеческого организма как средстве воспитания», выпущенной в 1900 г., не утратили своего значения и в наши дни. Научным основоположником закаливания детей грудного и ясельного возрастов считается Г. Сперанский. Его книга «О закаливании детского организма» (1910) была первой в России, посвящённой данному вопросу.
 
4.  СССР, постсоветский период
 
Кардинальное изменение социально-политического вектора развития страны привело к изменению государственно-общественных взглядов на моржевание. Связанные с Крещением православно-сакральные аспекты зимнего купания все в большей степени стали замещаться задачами воспитания здорового человека новой социалистической формации. В 1918 году создаются органы Всевобуча, даже в годы гражданской войны занимавшиеся вопросами физической культуры и спорта. Программы Всевобуча предусматривали развитие нескольких видов спорта, в том числе зимнего плавания. Личный пример холодового закаливания гражданам страны Советов подавали выдающиеся деятели, герои революции, среди которых, к примеру, комбриг Котовский и другие. В результате, начиная с 1924 года движение моржей стало “захватывать” целые города : Москву, Ленинград, Горький и так далее. Дополнительным стимулом в развитии закаливания стало введение комплексов ГТО («Готов к труду и Обороне!», 1931г.) и БГТО («Будь готов к труду и обороне!», 1934г.). Моржевание практиковали многие видные военачальники (Тухачевский, Рокоссовский и т.д.), популярные актеры (Народный артист СССР Павел Кадочников) и такие поистинне раскрученные «идолы» массового сознания той эпохи, как пограничник Никита Карацупа, позже ставший первым председателем  Федерации закаливания и зимнего плавания Москвы.
Советские ученые В. Гориневский, Г. Сперанский, А. Слоним, К. Смирнов, А. Парфенов и другие продолжали изучать и развивать теоретические основы холодового закаливания. Особое место в этом ряду принадлежит основоположнику лечебной физкультуры и спортивной медицины в СССР Ивану Саркизову – Серазини. Его труды «Моря и реки как источник здоровья» (1925), «Водолечение» (1927), «Основы закаливания» и другие выдержали много изданий в нашей стране и были переведены на другие языки.
В послевоенное время, в феврале 1951 года в Москве был организован массовый заплыв, посвященный Дню Советской Армии и Военно-Морского Флота, ставший традиционным. В шестидесятых годах в столице воссоздается организация зимнего плавания численностью около трех сотен «моржей», состоящая из десятка районных секций. При ней начинает работать научно-методический совет под руководством полярника, профессора, доктора наук И. И. Тихомирова. Начиная с 1963 года в столице на прудах ВДНХ проводятся постоянные городские соревнования по зимнему плаванию. В 1986 году создается Всесоюзный клуб закаливания и зимнего плавания (ВКЗиЗП) под  руководством неутомимого популяризатора, учёного и журналиста А. Н. Колгушкина. Начинается новый виток интенсивного развития моржевания. По всей стране формируются региональные организации зимнего плавания, особое место в ряду которых принадлежит красноярскому клубу «Криофил».
 





 
2010 КГОО "Клуб закаливания и зимнего плавания "Криофил"
 
Председатель клуба: Сашко Михаил Петрович
Телефоны: (391)246-24-21, 256-04-29, 278-09-70 (клуб)
E-mail: kriofil24@yandex.ru
Факс: (391)246-24-21
 
Использование фотографий с сайта kriofil.ru в СМИ допускается только с письменного согласия автора.
Сделано: Братья Фроленковы

??????.???????